Начнем монтаж фильма с "чистого листа", создав для этого новый пустой проект:
Выберите в верхнем меню команду File>New>Project (Файл>Создать> Проект). В открывшемся диалоговом окне New Project (Создание проекта) задайте имя нового проекта, например — Tour, в поле Name (Название). Выберите предустановку DV - PAL - Standart 32kHz (Цифровое видео -стандарт PAL - Стандартный звук 32 кГц) и нажмите кнопку ОК.В результате в окне Premiere откроется новый проект, название которого будет отображено в заголовке главного родительского окна Premiere. Проект уже содержит пустой фильм Sequence 01, монтаж которого мы будем осуществлять на данном уроке.
Перед тем как начать монтаж, настроим интерфейс программы, чтобы иметь возможность проводить редактирование с большим удобством. Для этого в Premiere имеется специальное средство, называемое установками рабочей области окна (workspace). В зависимости от характера предполагаемых действий бывает удобно расположить многочисленные дочерние окна в определенном порядке. Несколько соответствующих установок встроено в программу разработчиками Adobe Premiere — мы воспользуемся одной из них.
Как уже было сказано на прошлом уроке, перед монтажом фильма необходимо добавить в проект его исходные составляющие — видео- и аудио клипы. Этот процесс называется в Premiere импортом. Импортируем в проект все необходимые файлы.
Выберите в верхнем меню File>Import (Файл>Импорт). В открывшемся диалоговом окне Import (Импорт) отыщите на своем жестком диске медиа-файлы, которые вы собираетесь импортировать. При помощи кнопки View Menu (Меню Вид) настройте представление списка файлов диалогового окна Import (Импорт) в виде Thumbnails (Миниатюры) (рис. 3.2).После этого диалоговое окно Import (Импорт) закроется, а все клипы окажутся в окне Project (Проект) (рис. 3.3). Напомним еще раз, что после импорта мы будем называть импортированные файлы клипами (с теми же самыми именами), подчеркивая, что они стали частью нашего проекта.
Если вы не работали с предыдущими версиями Premiere, и перечисленных файлов у вас нет, то можно использовать любые другие, имеющиеся у вас на компьютере файлы подходящих форматов. Надо лишь, чтобы их содержимое хотя бы в общих чертах соответствовало сценарию фильма (см. разд. 3.2.1). Для того чтобы вам было удобнее разбираться в описании основных приемов работы с Premiere, можно предварительно переименовать ваши файлы, дав им названия Boys.avi, Cyclers.avi и т. д.
Мы будем составлять простой фильм из нескольких только что импортированных клипов. Предварительно имеет смысл просмотреть исходные клипы, чтобы определиться со сценарием фильма. Для этого выполните следующие действия:
Выберите какой-либо анимационный или графический клип, щелкнув на его названии в окне Project (Проект). Наблюдайте первый кадр клипа в миниатюре предварительного просмотра окна Project (Проект) (рис. 3.3, 3.4).Посвятим этот урок линейному монтажу простого фильма, что позволит получить первые навыки по работе в Premiere.
Теперь, когда вы представляете себе содержимое клипов, сочиним простой сценарий фильма. Мы предлагаем следующую последовательность планов:
Статическая заставка (клип Veloman.eps), длительность плана 3 с, без звука. Черно-белое изображение ребенка на велосипеде (клип Boys.avi) на фоне медленного участка музыки (начало клипа Music.aif). Резкая смена плана: цветное изображение участников велогонки (клип Cyclers.avi) под ритмичную музыку (громкая часть клипа Music.aif). Спецэффект перехода при смене следующих планов велогонки: растворение изображения клипа Cyclers.avi в клипе Fastslow.avi. Музыка та же самая, ритмичная.Пускай общая длительность фильма определяется длительностью первых двух участков музыки.
Для того чтобы вставить исходный клип в фильм, необходимо перенести его из окна Project (Проект) в окно Timeline (Монтаж) при активной закладке нужного фильма. После этого можно будет отредактировать клип желаемым образом.
В окне Timeline (Монтаж) клипы размешаются на треках, или дорожках, т. е. горизонтальных полосах, расположенных вдоль линейки времени. Окно Timeline (Монтаж) содержит треки двух типов: видео- и аудиотреки. Все аудиотреки равнозначны (порядок их следования не имеет значения), поскольку звук со всех аудиотреков микшируется в одинаковой пропорции. Напротив, порядок расположения видеотреков играет ключевую роль в формировании фильма. Итоговое изображение кадра фильма образуется благодаря наложению видеотреков друг на друга в том порядке, в котором они расположены в окне Timeline (Монтаж) — снизу вверх. Конечно, для того, чтобы изображение с нижних треков "проступало" в кадре фильма, для верхних треков должен быть назначен соответствующий режим прозрачности, либо они должны быть масштабированы определенным образом. При монтаже простого фильма мы не будем касаться этих возможностей программы Premiere, оставив их рассмотрение до будущих глав.
Начнем создание фильма с монтажа заставки:
Наведите указатель мыши на пиктограмму клипа Veloman.eps в окне Project (Проект). Перетащите клип Veloman.eps, нажимая и удерживая левую кнопку мыши на его пиктограмме, из окна Project (Проект) в окно Timeline (Монтаж) в начало трека Video 1 (рис. 3.7). Место возможной вставки клипа в фильм будет отображаться в виде прямоугольника, а указатель мыши приобретет характерный вид, говорящий о возможности вставки клипа в фильм. Отпустите кнопку мыши, когда символическое прямоугольное представление клипа в окне Timeline (Монтаж) зафиксируется на нулевой отметке шкалы времени.Теперь клип вставлен в окно Timeline (Монтаж) и является частью фильма. Клип, вставленный в окно Timeline (Монтаж), называют также экземпляром клипа, чтобы отличать от исходного мастер-клипа из окна Project (Проект). Обратите внимание, что измененный кадр фильма, который уже содержит изображение статического клипа, показывается в окне Monitor (Монитор) (рис. 3.8). В этом окне можно как проиграть фильм при помощи типичных кнопок управления воспроизведением, так и переместить текущий кадр на другое место фильма (при помощи активной надписи тайм-кода, на которую наведен указатель мыши на рис. 3.8).
Перейдем к монтажу звукового клипа. Нам предстоит также перенести его в окно Timeline (Монтаж) и уменьшить его длительность, оставив в фильме лишь начальную часть клипа. Попутно мы будем настраивать окно Timeline (Монтаж), подбирая наиболее удобный вид этого окна для нашей работы. Для этого выполните следующие шаги:
Раскройте все аудиотреки в окне Timeline (Монтаж), перетащив для этого вверх линию раздела видео- и аудиотреков (рис. 3.11). Хвататься следует за левую часть разделительной линии, как это показано на рис. 3.11.Перейдем к монтажу видеоклипов. Выполните следующие шаги:
Последовательно перенесите клипы Cyclers.avi и Fastslow.avi на трек Video 1, расположив их после клипа Veloman.eps. Щелкните на кнопке Selection (Выбор) в палитре Tools (Инструментарий). Уменьшите длительность клипа Cyclers.avi примерно до момента смены тихой музыки клипа Music.aif громкой ритмичной музыкой (рис. 3.19). Выделите щелчком пустой промежуток, образовавшийся между видеоклипами, и вызовите из него контекстное меню (рис. 3.20). Выберите в контекстном меню пункт Ripple Delete (Удалить со сдвигом). В результате пустой промежуток исчезнет за счет перемещения последнего клипа влево, в стык с клипом Cyclers.avi.Примечание: Можно было избавиться от пустого промежутка вручную, просто перетащив клип Fastslow.avi влево инструментом Select (Выбор). Для этого следует нажать левую кнопку мыши в середине клипа и, удерживая ее, перемещать клип влево вдоль трека до момента его стыковки с клипом Cyclers.avi.
Добавим теперь спецэффект перехода, т. е. реализуем смену планов клипа Cyclers.avi клипом Fastslow.avi. Для этого:
Откройте в окне Project (Проект) закладку Effects (Эффекты). Если закладка отсутствует в этом окне, то вызовите ее командой Window>Effects (Окно>Эффекты). Раскройте в появившемся списке эффектов папку Video Transitions (Видео Переходы) (рис. 3.21).Составляющие фильма импортированы в проект, и можно приступать к его монтажу из подготовленных клипов. Создадим простой десятисекундный фильм из заставки, двух видеоклипов и музыкального фрагмента.
Просмотр фильмов в окне Monitor (Монитор) программы Premiere может осуществляться двумя способами:
статический просмотр — фактически это демонстрация текущего кадра в окне Monitor (Монитор). Щелкая в том или ином месте на шкале времени в окне Timeline (Монтаж), протаскивая индикатор текущего кадра вдоль шкалы или перемещая линию подчеркивания активного поля тайм-кода в окне Monitor (Монитор), можно просматривать кадры фильма в статическом режиме. Premiere в реальном времени производит расчет изображения текущего кадра и отображает его в окне Monitor (Монитор); динамический просмотр — фильм проигрывается в динамике аналогично просмотру видео в проигрывателях. Для управления воспроизведением в окне Monitor (Монитор) используются стандартные кнопки, расположенные в нижней части области Sequence (Фильм). Чтобы просмотреть получившийся фильм от начала до конца, можно просто нажать клавишу <Enter>. После небольшого времени компиляции фильма, в течение которого процент выполнения расчетов показывается на индикаторе информационного окна Rendering Files (Рендеринг файлов) (рис. 3.24), фильм будет воспроизведен в окне Monitor (Монитор).В верхнем меню Window (Окно) наведите указатель мыши на пункт Workspace (Рабочая область) и в появившемся подменю выберите установку Editing (Монтаж).
После этого места расположения и размеры дочерних окон перестроятся в соответствии с выбранной установкой рабочей области и станут примерно такими, как показано на рис. 3.1.
Примечание 1: Как вы помните, правая часть окна Monitor (Монитор) предназначена для просмотра фильмов.
Примечание 2 — для пользователей предыдущих версий: В предыдущих версиях программы Premiere исходные клипы можно было открывать и в отдельных окнах Clip (Клип). В версии Premiere Pro клипы открываются только в левой части окна Monitor (Монитор).
Внимание: Запомните, что в правой половине окна Monitor (Монитор) вы видите модельный кадр из фильма в уже смонтированном виде. Если окно Monitor (Монитор) находится в режиме показа двух кадров, то кадр фильма показан справа, а кадры исходных клипов — слева.
Несмотря на то, что клип с заставкой — это статическое изображение, он размешается в окне Timeline (Монтаж) с некоторой длительностью. Согласно нашему сценарию, заставка должна длиться в течение трех первых секунд фильма, т. е. другое время, нежели то, которое пока получается в окне Timeline (Монтаж). Для удобства редактирования длительности клипа, возможно, вам стоит изменить масштаб временной шкалы.
При помощи перетаскивания ползунка регулятора масштаба времени в нижней части окна Timeline (Монтаж) влево или вправо подберите желаемый масштаб шкалы времени (рис. 3.9). Для тех же целей можно использовать и кнопки увеличения и уменьшения масштаба, расположенные по бокам от данного регулятора.
Чтобы отредактировать длительность заставки, воспользуемся соответствующим инструментом.
Щелкните на кнопке Selection (Выбор) с изображением стрелки в палитре Tools (Инструментарий), если эта кнопка еще не нажата. Наведите указатель мыши на правый край клипа Veloman.eps. Указатель примет вид скобки со стрелками посередине (рис. 3.10). Нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, перетащите границу клипа на 3-секундную отметку временной шкалы (как показано на рис. 3.10). Отпустите кнопку мыши — длительность статического клипа станет равной 3 с.Проделанная процедура называется подгонкой, или изменением длительности клипа.
Теперь обратимся к редактированию длительности клипа в фильме. По графику интенсивности звука легко идентифицировать различные участки с громким и тихим звучанием. Согласно сценарию, нам следует обрезать клип перед вторым тихим фрагментом (т. е. примерно на 12-й секунде). Уменьшить длительность клипа можно описанным выше (для статического клипа-заставки) способом, перетаскивая его правую границу влево инструментом Selection (Выбор) до нужной отметки на шкале времени. Однако мы поступим несколько по-другому, чтобы научиться вырезать из клипа ненужные фрагменты. Выполните следующие действия:
Выберите в палитре Tools (Инструментарий) инструмент Razor (Лезвие) (рис. 3.15).Таким образом, теперь при переходе действия между двумя видеоклипами создан спецэффект растворения.
Пользователям предыдущих версий: В предыдущих версиях программы Premiere переходы настраивались на специальных треках переходов при помощи палитры Transitions (Переходы). В Premiere Pro переходы организованы в виде эффектов, что намного удобнее.
Для сохранения фильма во внешнем файле выполните следующие действия:
Выделите фильм в окне Project (Проект) или Timeline (Монтаж). Выберите в верхнем меню команду File>Export>Movie (Файл>Экспорт> Фильм). В открывшемся диалоговом окне Export Movie (Экспорт фильма) определите месторасположение файла и его название (рис. 3.25).Таким образом, мы полностью выполнили сценарий по монтажу простого фильма из некоторых клипов и познакомились на его примере с основными этапами создания фильмов в Premiere.
Проиллюстрируем основные принципы работы в Premiere на примере создания простого фильма. Большинство совершаемых операций мы приведем без чрезмерных пояснений, учитывая, что соответствующим приемам монтажа будут посвящены последующие уроки книги.
Чего мы хотим: создать простой фильм, состоящий из нескольких клипов различного типа, сценарий которого приведен в разд. 3.2. Нам потребуется: несколько файлов различных типов: три видео-, один аудио- и один графический файл. В их качестве можно взять несколько файлов, поставлявшихся с прежними версиями Adobe Premiere (они находились в папке Samples, вложенной в установочную папку Premiere). Что полезно вспомнить: как начинается работа в Premiere; как осуществляется импорт клипов в проекты и последующая вставка клипов в фильм (см. урок 2).